понедельник, 1 ноября 2021 г.

Мои права и обязанности

 Цель: 
Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.
Задачи:
Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
Формировать уважительное отношение к правам других людей.
Способствовать формированию активной гражданской позиции.
Форма: беседа с элементами игры.

Ход мероприятия


1. Приветствие.

Упражнение «Мы вместе»
Инструкция:
Все участники встают в два круга лицом друг к другу. Им предлагается задание: поприветствуйте друг друга глазами, головой, руками и т.д.
Дети стоят по кругу. Дать руку соседу и сказать слова: «Я рад, что ты, Зина, рядом со мной» и т.д. по кругу, обращаясь по имени к соседу с такими же словами. Таким образом, образуется круг.
- Мы сейчас с вами один сплочённый коллектив. Мы вместе, а значит мы сила.(Дети произносят девиз.)

2. Вступительная часть. Рассказывает учитель.

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Од­новременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди мо­гут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в бесе­дах между собой, путем переговоров. В конце концов людям удалось решить глав­ные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав чело­века. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.
-А есть ли какие-нибудь права у детей? (Ответ детей: Да, есть.)
И они записаны в Декларации прав ребенка.
Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.

3. Игра «Разрешается - запрещается».

Для детей эти права изображены на знаках - разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки). Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».
Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответст­вующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается».

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка Разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это разрешается.

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это запрещается.

Рисовать и петь, учиться, 
Если заболел -лечиться.
Это разрешается.

Этот трудится ребенок, 
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.

Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается.

Этот слабый горбит спину, 
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с зада­нием - назвали все права, о которых я вам говорила.
На последний знак обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению».

Каким вы представляете себе жестокого, злого человека? Ка­кие черты его лица? Как он ведет себя? Дети составляют словесные портреты
А каким вы представляете себе доброго человека? Дети составляют словесные портрет.
А можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?

Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?
Как бы вы поступили в данных ситуациях? (Ответы детей.)

А теперь после того, как мы с вами обсудили ситуации, я хочу , чтобы вы закрасили красным карандашом кружок около хорошего поступка, и черным карандашом - около плохого поступка.

5. Игра «Поле – чудес».

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обя­занности, которые неразрывно связаны между собой. Вспомним с вами обязанности, которые есть у вас как у школьников. Вспомнив каждое правило, перед вами откроется буква и вы прочитаете слово.

Не опаздывать и не прогуливать на уроки.
Соблюдать культуру речи в общении со сверстниками и взрослыми.
Следить за своим внешним видом. Обязательно иметь сменную обувь.
Соблюдать дисциплину на уроках и переменах.
Добросовестно относиться к выполнению домашнего задания.
Добросовестно выполнять обязанности дежурного.
Соблюдать установленные правила в местах общего пользования. Не курить в школе и на её территории.
Бережно относиться к школьному и другому общественному имуществу, своим и чужим вещам.
Соблюдать чистоту и порядок в школе.
Принимать активное участие в делах своего класса, школы, в работе ученического самоуправления.

А, что означает слово «нарушитель»? … - это человек, который не выполняет права и обязанности. Но мы не только помним, но и соблюдаем эти правила. Выясним, кто из вас самый честный?

Носит сменную обувь?
Кто из вас опаздывал на уроки?
Нарушал дисциплину на уроках?
Активно участвовал в празднике Дне учителя?
Добросовестно выполняет обязанности дежурного?

6. Итог занятия.

Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права челове­ка, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.

- Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?

Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контро­лировать своё поведение в общении с другими людьми:
умейте выслушивать собеседника, не перебивая; помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним; говорите всегда только правду; радуйтесь успеху товарища; дал слово - держи его, дал обещание - выполни!

Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали никого жестокому обра­щению.